Интервью с Членом Коллегии — Министром по торговле Евразийской экономической комиссии Андреем Александровичем Слепнёвым

Фев 2nd, 2014 | Разделы: Материалы форума

Переговоры о вступлении Казахстана в ВТО выходят на финишную прямую. Профильные министерства вынуждены работать на два фронта. С одной стороны, Астана защищает национальные интересы, с другой — вынуждена согласовывать каждый шаг с Белоруссией и Россией. В правительствах говорят, что партнеры идут параллельным курсом и неразрешимых проблем нет. Однако членам Таможенного союза не так легко договориться. Поиском компромиссов занята целая наднациональная структура с общим штатом около 1,5 тысячи человек. О перспективах торговли без барьеров мы беседуем с министром по торговле Евразийской экономической комиссии Андреем Слепнев.

 

— Евразийская экономическая комиссия создавалась как наднациональный регулирующий орган, одной из задач которого стало устранение избыточных торговых барьеров на всей территории Таможенного союза и в отношениях с ключевыми партнерами. Что уже удалось сделать комиссии?

— Одним из первых заработал именно торговый блок комиссии, который занимается вопросами тарифного и технического регулирования, специальными мерами защиты рынка, таможенными процедурами.

Важными достижениями стали договоренности о едином рынке железнодорожных перевозок, о применении единого подхода к тарификации без разделения на импортные и экспортные тарифы, создание единой системы технического регулирования сельскохозяйственной продукции. В ближайшее время создается Консультационный совет с участием представителей бизнеса трех стран, который позволит более эффективно определять существующие барьеры и находить способы их отмены. Сейчас ведутся консультации и переговоры по многим чувствительным вопросам, например, по торговым режимам в автомобилестроении и самолетостроении, по возможному присоединению к системе технического регулирования Украины, созданию более прозрачных таможенных процедур с КНР. В работе с внешними рынками мы только начинаем вести совместную согласованную политику, но уже сейчас комиссия занимается разработкой решений по защите от недобросовестной конкуренции и демпинга с целью обеспечить справедливые условия для всех игроков. Кроме того, комиссия участвует в подготовке к присоединению стран Таможенного союза к ВТО.

 

— В конце марта Федеральная таможенная служба заявила, что российский бизнес стал уходить в Казахстан. Руководство ведомства пообещало инициировать вопрос о выравнивании ставок НДС. Планируют ли члены Таможенного союза рассматривать этот вопрос?

— Задачи унифицировать ставки НДС в странах Таможенного союза сегодня не стоит. Опыт других интеграционных объединений, в том числе и Европейского союза, показывает, что процессы сближения налоговой политики в ходе интеграции стран представляют собой объективный процесс, но при этом не приводят неизбежно к унификации систем налогообложения. Договорами Таможенного союза унификация налогового законодательства не предусмотрена, вопросы регулирования налогообложения остаются в сфере компетенции стран-участников. Налогообложение — один из ключевых рычагов управления национальными экономиками, и правительства сохраняют за собой самостоятельность в данной сфере. При выборе страны для ведения бизнеса компании руководствуются не только сравнениями налоговых ставок. Конкуренция юрисдикций базируется на множестве факторов, определяющих бизнес-климат. Фактически конкуренция юрисдикций стимулирует правительства бороться за создание более привлекательных условий для бизнеса и, следовательно, за увеличение налогооблагаемой базы. При этом такая конкуренция должна быть справедливой, осуществляться в рамках международных соглашений и не приводить к проявлениям протекционизма.

 

— На какой стадии находится работа по созданию Интегрированной системы внешней взаимной торговли Таможенного союза? Когда участники внешнеэкономической деятельности получат возможность предварительно информировать таможенные органы о ввозимых товарах?

— Относительно введения практики обязательного предварительного информирования при импорте товаров автомобильным транспортом решение уже принято, после долгих дебатов нам удалось прийти к сбалансированному решению, удовлетворяющему интересы таможни и при этом не создающему проблем для бизнеса. Процедуры предварительного информирования описаны в Таможенном кодексе Таможенного союза и соответствующих решениях Комиссии Таможенного союза и не потребуют каких-либо законодательных изменений в ближайшем будущем. Система заработает 17 июня. С этого момента по всем товарам, ввозимым на территорию Таможенного союза автотранспортом, будет необходимо не позднее чем за 2 часа до предполагаемого пересечения границы подать данные в форме предварительного информирования. Данная система вводится, чтобы ускорить прохождение таможенного контроля грузов и повысить его эффективность, так как предварительный анализ на риски импорта конкретной партии грузов будет проводиться удаленно, на основе предварительно представленных данных.

 

— Казахстан планирует значительно упростить таможенные процедуры на границе с Китаем. При этом, как известно, именно это направление является наиболее проблемным в плане контрабанды. Беспокоят ли вас расхождения таможенной статистики при взаимной торговле между Казахстаном и КНР?

— Сегодня повышение качества работы таможенных служб без создания необоснованных и вредных для торговли дополнительных заградительных мер возможно только на базе совершенствования информационного обеспечения контрольных служб. Комиссия ведет плодотворный диалог с таможенными службами КНР по вопросам организации полноценного информационного обмена при поставках товаров между нашими странами.

На стороне Таможенного союза наши коллеги ведут работу по совершенствованию информационных систем и развитию инфраструктуры пропускных пунктов.

 

— Белоруссия и Казахстан ведут переговоры с Россией о продлении беспошлинного ввоза самолетов до 2019 года. Когда по этому вопросу будет принято окончательное решение? Будет ли поддержана эта инициатива Москвой?

— Сейчас идут активные консультации по определению конкретных категорий пассажирских самолетов, по которым продление срока беспошлинного ввоза было бы целесообразным с учетом планов стран союза как по модернизации авиапарков, так и по развитию производств самолетов. На данный момент нам удалось сблизить позиции сторон, расхождения уже незначительные, и скоро мы сможем прийти к консенсусу.

 

— Евразийская экономическая комиссия и Украина договорились создать совместную рабочую группу по устранению технических барьеров во взаимной торговле. Значит ли это, что в ходе переговоров стороны могут договориться о снятии ограничений, введенных в отношении украинского сахара и иной продукции?

— Работа совместной рабочей группы нацелена на выработку решений — как устранить технические барьеры во взаимной торговле стран Таможенного союза и Украины. Для этого необходимо определить условия, при которых станет возможным присоединение Украины к техническим регламентам Таможенного союза и совместное применение единого и гармоничного технического регулирования. Система технического регулирования Таможенного союза, напомню, была разработана на основе европейской модели, поэтому в ней нет противоречий по таким чувствительным вопросам, как, например, безопасность продукции. Цель вырабатываемых соглашений не только устранить существующие барьеры сегодня, но и сделать невозможным возникновение подобных барьеров в будущем. Единая система технического регулирования и единая система подтверждения соответствия обеспечат свободное движение товаров при наличии подтверждения соответствия техническим регламентам в стране происхождения.

Речь не идет о принятии таких решений, которые поставили бы под угрозу активно развивающиеся отрасли стран Таможенного союза. Например, во всех трех странах сегодня развивают собственное свекольное производство, и было бы нецелесообразным снимать все специальные защитные меры по сахару. К сожалению, в Украине действует льготный режим поставки сахара-сырца по импорту, в том числе из стран Латинской Америки. Это делает невозможным открытие рынка сахара Таможенного союза для поставок из Украины.

 

Источник материала: http://www.tsouz.ru/eek/VII/Pages/02-05-12-1.aspx

 

 

Комментирование закрыто.